Тамара Пикуза - ребенок той далекой Великой Отечественной войны!
Родилась она в тихой, очень живописной белорусской деревне, которую потом гитлеровцы сожгли дотла в числе 364-х деревень Белоруссии. И заглавные слова из романа Бориса Васильева «А завтра была война», написаны и про мою прабабушку Тамару, потому что она родилась 21 июня 1936 года, а после ее 5 дня рождения, 22 июня 1941 года, пятилетнюю Тамару уже ждал грохот бомбежек. Потерянное детство, голодное, холодное, без игрушек и праздников, в котором не было места для радости и веселья, не было места для чтения и фильмов. Детство, в котором убивали, жгли, расстреливали, пытали на глазах у детей. И детства, в котором не было отцов... Все ушли на фронт... Ведь завтра уже началась ОНА - ВОЙНА!
ВОЙНА - это страшное слово, это слово - убийца!!!
Это слово несет разрушение, гибель людей. Это слово не должно больше упоминаться в нашей российской истории! Я очень этого хочу...
Мне прабабушка рассказывала, как все деревенские дети бежали в лес, спасаясь от снарядов. В первый же день войны дом моей прабабушки был сожжён фашистами. Она до сих пор не может слышать немецкую речь и немецкие гимны, видеть мотоциклистов, потому что шум приближающегося мотоцикла наводит на нее ужас! Фашисты победителями ехали по деревне, играя на губных гармошках и стреляя во всех, кто попадался на пути. Затем они согнали в сарай всех женщин старше 17 лет и подожгли его. Тете Ане, прабабушкиной сестре, в честь которой меня назвали, было 17 лет, но она чудом избежала этой участи. Ее фашисты отправили в концлагерь, в котором она провела 4 года. Вернулась живой, не сдалась фашистам. Ее освободили в 1944 году.
Сначала моя прабабушка Тома, ее сестра Лиля и брат Каля вместе с мамой Акулиной, прятались в лесу на болоте, а потом вернулись в оккупированную немцами деревню Скрыгалово, жили в землянке, питались тем, что давали местные жители.
Поэтому моя прабабушка назвала нас всех в честь своих белорусских детей. Братьев и сестер - детей-героев. У меня есть тетя Лиля, моя мама Тамара, в честь прабабушки, а мой дядя - Коля, в честь прабабушкиного брата...
На глазах Тамары, Лили и Коли убивали людей. Первым делом они отогнали к кладбищу и расстреляли из пулемета все еврейские семьи с детьми. Тогда моя прабабушка не знала, что где-то в далекой Сибири ходит по заснеженным улицам еврейский голодный мальчик Рувим Слоущ, сирота военного времени, отец которого ушел на фронт. Его мать умерла, а он остался на попечении тетки с тремя такими же детьми, голодными и без отца. Не знала моя прабабушка, что судьба ее сведет с семьей Слоущ - семьей достойной, и тоже прошедшей испытания войной в тылу и на фронте. Но все это будет позже... В мирной жизни она вспоминала, как бежала по полю в лес от бомбежки, как рядом с ней упал снаряд и убил соседских ребятишек Петю и Наташу. Вспоминала как их мать, после этого, сошла с ума.
Еще рассказала прабабушка Тамара, как к ним в лес прибежал 4-х летний мальчик из соседней деревни Турбинка, которая была сожжена дотла, и только ему одному удалось спастись.
Самое страшное прабабушкино воспоминание о войне, которое до сих пор стоит у нее перед глазами - это мальчик-партизан, которого фашисты поймали и заставили рыть себе могилу, а потом закопали заживо.
Конечно, они были детьми, и когда выпадали спокойные деньки, они вылезали из землянки, бегали и играли.
Самый радостный день - это день освобождения Скрыгалово от оккупации.
Тогда лил дождь. Наши солдаты ехали на повозках и делились с детьми сгущенкой, тушенкой, грецкими орехами. Это было в 1944 году, поздней осенью.
Вскоре прабабушка Тома пошла в школу в 1 класс. Первым ее учителем был Василий Петрович, он вернулся с войны без правой ноги и руки. Был очень строгий: если ответишь неправильно — он мог и костылем замахнуться, но все его любили и уважали. У детей не было отцов и Василий Петрович называл ребят по имени матерей. До сих пор прабабушка вспоминает, как он ей говорил: «Акулиновна, к доске!» В то время в деревне ни у кого не было часов, и Василий Петрович, который жил на окраине деревни, специально вставал пораньше и шел в школу мимо деревенских хат, и матерям, доившим коров, давал понять, что пора детей отправлять в школу. Всю осень дети ходили босиком, учились писать на газетах. На пять-шесть человек была всего одна книга.
О долгожданной Победе в деревне узнали 9 мая 1945 года от почтальона, который принес из Мозыря эту радостную весть. Дети помнят с какой радостью и счастьем встречали вернувшихся с войны!
ПАМЯТИ ЖИВАЯ НИТЬ...
Потом, волею счастливой судьбы, моя прабабушка приехала на работу по комсомольской путевке в Сибирь, встретила там того еврейского мальчика Рувима, с которым они прожили счастливо почти 50 лет, не дожив до золотой свадьбы семи месяцев. В Сибири, в прекрасном городе ученых и мечтателей - Новосибирске, родилась моя бабушка Лариса и мама Тамара. А все это произошло потому, что мы выиграли войну. И наши прадеды и прабабушки подарили нам счастливое детство, которого у них никогда не было. А мы им дарим каждый день счастливую старость, дарим им свою любовь и свои сердца.
Когда я писала этот рассказ, я позвонила бабуле Тамаре и спросила, что она хочет пожелать нам, детям мирного времени. Вот что она ответила: «Я хочу пожелать молодому поколению, чтобы много читали и любили свою РОДИНУ и помнили про войну и подвиг народа!»
АННА ШВАБА, правнучка